- Денис Александрович, перед тем как перейти к другим вопросам, не могли бы Вы рассказать о себе?
Я родился в городе Иванове. Родители мои не из Ивановской области, они из Якутии. Учился в двадцать восьмой средней образовательной школе. В начальной школе учился не очень хорошо, признаюсь честно. Но где-то к классу восьмому понял, что поступать буду на юридический факультет Ивановского государственного университета. Понял, что юриспруденция – это мое. Государственно-правовые дисциплины – это мое. Начал активно изучать историю, обществознание. Причем уровень преподавания наших учителей был достаточен для того, чтобы подготовить меня к сдаче этих экзаменов. До сих пор я им за это благодарен. Решил, что буду сдавать историю и обществознание, что это будут мои профильные предметы, сосредоточил на них особое внимание именно с 8-го класса и, как уже сказал, выбрал свой путь – поступать на юридический факультет.
Конечно, я рассматривал не только Ивановский государственный университет, но и другие вузы. РАНХиГС в том числе. Но роль сыграло, в первую очередь, количество бюджетных мест. Я был нацелен на поступление именно на бюджет. Единый государственный экзамен сдал на 272 балла. При том, что порог в Ивановском государственном университете был 250 баллов для поступления на бюджет, мне с лихвой хватало. Плюс были дополнительные достижения, хотя можно было бы обойтись и без них. Было десять бюджетных мест. Я в эту «десяточку» попал. А дальше началась моя учебная деятельность в Ивановском государственном университете, где я тоже старался учится на «хорошо» и «отлично». Конечно, были сложности. Были правовые дисциплины, которые мне не сразу давались, но в целом, достиг и того, что была у меня и повышенная стипендия.
Выступление на конференциях (студенческие годы)
Все познается, наверное, по итогам Государственной итоговой аттестации. Весьма неплохо сдал ГИА. Юристы должны сдавать государственные экзамены. Весьма неплохо я защитил – на оценку «хорошо» государственные экзамены по шести основным юридическим дисциплинам и отлично защитил свою тему дипломной работы, посвященную государственной гражданской службе. Это мой научный интерес. Я до сих пор публикую свои работы, посвященные государственной гражданской службе, в том числе в сборниках нашего Института, в стенах которого мы записываем это интервью.
Сейчас я продолжаю, уже работая преподавателем, учится в магистратуре Ивановского государственного университета. Обучение в магистратуре нацелено, в первую очередь, на продолжение моей научно-исследовательской работы. Сфера моих интересов – конституционное право, государственная служба, государственная гражданская служба, публичное право в целом, управленческое (административное) право.
Выступление на конференции в ИвГУ
На бакалавриате я учился на кафедре Конституционного права и прав человека. Это, собственно говоря, предопределило выбор учебных дисциплин, которые я веду, Конституционное право в первую очередь. Конституционное право – это сфера моих интересов. Административно-правовые аспекты, публичное право это, действительно, мой интерес. Чтение статей по Конституционному праву, работа со студентами по данному предмету доставляют мне радость и удовольствие.
- Каковы Ваши впечатления от работы преподавателем в Ивановском колледже управления и права?
Впечатления у меня двоякие. Впечатление и настроение преподавателя делают студенты, которых мы обучаем, в первую очередь их мотивация, их заинтересованность в предмете, их дисциплинированность. У нас студенты «разношёрстные», разные – и впечатления после второго года работы у меня тоже разные.
Есть студенты, замотивированные на получение профильных правовых знаний, получение навыков. Они ловят каждое слово преподавателя, читают учебники, юридическую литературу. В общем, замотивированы на обучение.
А есть студенты, в глазах которых, что называется, не видишь желания получать какие-то юридические знания, учиться вообще, осуществлять какой-то образовательный процесс. Либо они подают заявление и поступают по желанию родителей, что очень плохо. Плохо, когда родители определяют выбор студента. Ведь не родителям потом учиться, а их детям, студентам потом учиться. Если студент не заинтересован, если он понимает еще со школьной скамьи, что ему не интересно изучать государственно-правовые дисциплины, читать законы, комментарии к законодательству, то не нужно себя мучить. Отсутствие интереса приводит к тому, что такие студенты никак себя не проявляют, ленятся, получают «двойки». Это портит нервы и преподавателю, и самому студенту. В итоге выясняется, что ему это и не интересно. В Иванове достаточный выбор учебных заведений и средне-профессионального звена и высшего звена, разные специальности. От таких не замотивированных студентов настроение мое портится. Почему? Потому что не готовятся к занятиям, занимаются профанацией.
Есть другие случаи – когда студент не понимает, но хочет понять, стремится к получению каких-то знаний. Тут мы всегда готовы помочь. А если студент ни методичку не читает, ни учебники ни разу не открывал, а о законах вообще молчу, то и говорить не о чем.
Со студентами выпускного курса
Потому впечатления у меня разные. Зависят они от студентов. Настроение, впечатление преподавателей делают студенты. Если студент замотивирован на учебу, то и преподаватель готов полностью отдаваться в своей профессиональной деятельности. Если мы встречаемся со студентами, которым на все наплевать, им вообще эта юриспруденция не нужна, они пришли «просиживать штаны», то и впечатление наше портится.
- Сейчас Вы говорили о студентах. Какие у Вас впечатления сложились именно от образовательного процесса? И какие пожелания Вы могли бы высказать относительно самого процесса обучения?
Процесс обучения без студентов немыслим, поэтому здесь я продолжу говорить о студентах. Юридический образовательный процесс у них начинается, по сути, со второго курса, когда они переходят к изучению правовых дисциплин. На первом курсе они изучают общегуманитарные дисциплины. Сложность в чем мы видим? Студентов, которые перешли с первого курса или пришли из школы, сложно перенастроить на правовой лад. Они не умеют работать с методическими указаниями, не усваивают большой объем правовой информации, их пугает чтение теории, нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов, которых у нас достаточно много при подготовке к каждому занятию). Их все это пугает и отсюда нежелание вообще что-либо делать. Они пребывают в иллюзорном школьном мире, думают, что за них все сделают, что мы будем за ними бегать, переживать за их отметки, прощать их неоправданные пропуски. Это не так. Если студент учится на очной форме обучения, он обязан, согласно требованиям Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» присутствовать на занятиях: на лекциях, на семинарских занятиях. Должен исполнят тот минимум, который требует каждый преподаватель.
На рабочем месте
Хотелось бы, чтобы студенты более серьезно относились к формам итоговой и промежуточной аттестации. Часто мы наблюдаем такую проблему, что студенты не умеют оформлять свои письменные работы. Особенно на третьем курсе, перед сдачей диплома они уже должны уметь оформлять работу. Они, видимо, думают, что это будет делать за них их научный руководитель. Это не так.
Часто мы видим пример некорректных заимствований у студентов, когда они используют литературу, на которую не ссылаются, приписывая, видимо, эту информацию себе, своему авторству. Извините, но корифеев права мы, пока, тут не видели.
Пожелания. Вы спросили на счет пожеланий. У меня есть одно пожелание: чтобы отбор на стадии подачи документов абитуриентами в Колледж проводился пожестче, чтобы он проводился на основе отметок в аттестате, чтобы, может быть, смотрелась характеристика, данная со школы. Чтобы не поступали все подряд. Почему я об этом говорю? Потому что у нас получается такая картина. У нас есть студенты, которые замечательные молодцы, все учат, стараются. Замотивированные, одним словом. А есть другая группа студентов, которым это все вообще не интересно. Чего они тогда тут делают? Это хорошо еще, если они сидят на последних партах не мешают преподавателю вести занятие, но ведь есть такие, которые еще будут пытаться самоутвердиться в своем незнании. Поэтому мое пожелание руководству, если можно так сказать, начать отбор на стадии поступления, на стадии подачи документов абитуриентами. Какой-то критерий надо выявить. Или это вступительные испытания, чтобы были введены или отбор по результатам школьных аттестатов. Особенно внимание обращать на историю, обществознание. Историко-правовые дисциплины, в первую-то очередь. Чтобы произошло какое-то отсеивание, людей, которые, уже и по школьному аттестату понятное дело и, может, по характеристике из школы не готовы будут осваивать такой сложный пласт информации, как правоведение, как юриспруденция. Вот моё пожелание.
- Вы сказали именно о юриспруденции. Что, по Вашему мнению, такое юриспруденция?
Если Вы позволите, я заменю «юриспруденции» на «право». По сути «право», «юриспруденция», «правоведение» - одно и то же. Итак, что такое право? А это очень серьезный вопрос. Особенно в наши дни.
Право должно пониматься, с моей точки зрения, как говорили в Древнем Риме ius est ars boni et aequi – право есть искусство добра и справедливости. Сила закона – это мое субъективное мнение – должна состоять не в том, чтобы запрещать, порицать, наказывать, но в том, чтобы разрешать, давать меру, масштаб свободы. Это касается не только частноправовых отраслей, но и публичного права. Право в XXI веке должно не создавать однообразие путем всеобщей унификации, а, скорее, регламентировать общественные отношения так, чтобы они соответствовали актуально сложившемуся порядку. Надо создавать гармонию в различиях. Нам надо формировать право диалога, юриспруденцию диалога. Вот что нам сегодня нужно. Не право подчинения, не право признания первенства, а право, которое отражало бы ценность каждого человека, справедливое право, антропоцентричное, если хотите, право. Вот что такое право на сегодняшний день. Особенно это касается Уголовного права, Конституционного права, Административного права в части привлечения лиц к административной ответственности, да и вообще всех публично-правовых отраслей.
В ИвГУ
Цицерон сказал: «salus populi suprema lex» - благо народа – высший закон. Закон без гнева и пристрастия. «Предписание права суть жить честно, не вредить другому и каждому воздать должное». Я бы тут добавил «по справедливости». Каждому воздать должное по справедливости.
- Какой тип правопонимания, по Вашему мнению, должен формироваться в процессе обучения у студентов. Отчасти Вы уже на этот вопрос ответили, но все же.
Тоже очень серьезный вопрос. Естественный тип правопонимания, с моей точки зрения, должен формироваться. И в первую очередь, формируют его преподаватели в голове у студентов. Антропоцентричный подход в праве. Что это означает? Что человек рождается, и вместе с ним рождаются его права. Неотъемлемые, личные права и свободы. Права человека не даруются государством. Они существуют от рождения, а задача государства – их охрана и защита.
У нас же в учебной литературе при преподавании теории государства и права, все еще главенствует, это мое субъективное мнение, позитивистский подход, где мы формулируем понятие правовой нормы, как общеобязательного правила поведения, установленного государством. Если не исполнять норму права, то следует ответственность, кара. Мы все еще учим, используем правовую терминологию в позитивистском ключе.
Возьмем, например, тему Теории государства и права или в Конституционном праве тему возьмем, касающуюся политической системы общества. Что мы рисуем в ядре политической системы? Мы рисуем там государство, потом рисуем политические партии, общественные организации, движения, профсоюзы. Вопрос: «Где человек? Где личность в этой системе?»
Естественный тип правопонимания нужно формировать у студентов. Кстати, в нашем законодательстве-то он сформулирован. Вспомните статью вторую Конституции Российской Федерации: «человек, его права и свободы – высшая ценность». Да любой закон возьмите о правоохранительной деятельности, возьмите Уголовный процесс статью шестую «Задачи уголовного процесса». Она ведь начинается не с того, что задачи уголовного процесса – кара преступников, борьба с преступностью и уголовное преследование. Нет! Вот не поверите, а она начинается с того, что задачи уголовного процесса, первый пункт – защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Защита прав! Любой закон откройте – там есть принципы деятельности органов власти, должностных лиц. Основные принципы деятельности любых органов начинаются с того, что утверждают этот гуманистический подход. Права и свободы человека и гражданина – высшая ценность в любой сфере общественной жизни. Если мы будем, все еще, в позитивистском ключе «купаться» - это чревато негативными последствиями. Вспомним такой пример – Германия 1930-е – 1940-е годы. Ведь преступные приказы, которые исполнялись немцами, оправдывались потом в Нюрнбергском трибунале чем? Что они исполняли закон. Они исполняли закон, а это чисто позитивистский ключ. Чисто позитивистское сознание. Мы исполняли закон, какой бы он ни был. Все должны помнить о формуле Радбруха: «Право может быть незаконным, так как противоречит принципам справедливости и равенства. Вопиюще несправедливое право – не право и никто не может его применять, даже если оно утверждается государством».
А что нам говорит позитивное право? Какой бы закон не был, его следует исполнять, потому что право – воля суверенной власти, которая подлежит исполнению беспрекословно, а иначе следует ответственность. Они потом этим и оперировали. Крах позитивного права случился в 1946-м году, после, как раз, Нюрнбергского трибунала. Казалось бы, стоит об этом почаще говорить, напоминать студентам. Но у нас и в образовательном процессе, и в учебниках часто можем увидеть превалирование этого позитивистского подхода. Он все еще присутствует.
Теория позитивизма себя дискредитировала. Но в ней есть и плюсы. Именно позитивное право дало нам терминологию. Нормативизм Кельзена вспомните. Расставление источников права по юридической силе. Все это ведь заслуги позитивистов. Вся юридическая терминология была, по сути, сформирована позитивистами.
Почему этот вопрос очень важный? Потому что какой тип правопонимания мы сформируем у студентов, с таким типом правопонимания они выйдут на работу. Этот тип правопонимания они будут транслировать дальше. А кто наши студенты? Куда они выходят работать? Органы государственной власти, например. Суды. А впоследствии их никто не переучит. Тип правопонимания формируется в учебном заведении. Они будут его транслировать. Очень важно сформировать естественный тип правопонимания. Чтобы при своей деятельности бывшие выпускники всегда помнили, особенно лица, занятые в публично-правовых отраслях, что человек, его права и свободы – высшая ценность. Это самое главное.
- Что Вы можете сказать относительно того, кто такой современный юрист. Помимо того, что Вы сказали о его типе правопонимания, каким он должен быть?
Современный юрист - это человек, который «одержим» правом. «Одержимый правом» юрист лучше, чем равнодушный юрист. Как мы помним, равнодушие – плод обесценивания человеческой жизни. Мы, преподавательский корпус, должны воспламенять сердца студентов-юристов, рождать в них интерес к изучению права. Не только заставлять зачитывать их законы, зазубривать нормы права. Я считаю, что эта практика пагубна. В первую очередь надо научить студентов толковать норму права. Опять-таки как толковать? Толковать юрист норму права будет так, какой тип правопонимания у него сформирован.
Итак, кто такой юрист? Юрист, классическое определение, это человек, который, может быть, не знает норму права наизусть, но знает, где ее найти и знает, как истолковать. Истолковать так, чтобы это было на пользу окружающим.
Может показаться, что у меня какие-то завышенные ожидания. Я говорил о равнодушии. Что такое равнодушный юрист? Юрист, которому все равно. Его основная мысль – получить гонорар, получить деньги.
Мы видим таких юристов, которые не заинтересованы правом, равнодушны. Они не влюблены, не живут правом. Это юристы-нигилисты. У нас есть студенты-нигилисты. Иногда такое встречается. Они говорят: «Да зачем нам все это надо? Все равно же все решат без нас. Все примут без нас». Некоторые учебные заведения идут по какому пути? Они не обсуждают суть, смысл закона, а просто говорят зазубривать норму права. Это пагубный подход. Юрист это, еще раз повторяю, человек, который должен приспосабливаться к изменяющейся ситуации в мире, к постоянно меняющемуся законодательству, а оно у нас очень часто меняется. Профессионализм его заключается в том, что он знает, где искать норму права и знает, как ее растолковать.
С коллегой Н. Б. Хромовой
- Теперь вновь вернемся к учебному процессу. Вы уже несколько слов сказали об абитуриентах. Давайте сейчас немного поподробнее поговорим о том, какой должен быть изначальный уровень подготовки у абитуриента, который претендует на поступление по юридическому направлению?
Во-первых, высокий уровень знания отечественной истории, высокий уровень знания обществознания, особенно в блоке «Право», всеобщая история тоже не помешает. По сути, все эти знания, которые студент-юрист получает на первом курсе в вузе или на втором курсе колледжа – ТГП и Конституционное право – это все изучали в школе. Все темы касательно главы государства, правительства, полномочия правительства. Все изучали это в школе. Блок «Правоведение» тоже изучали в школе в девятом классе, а кто после одиннадцатого – в одиннадцатом. По сути, если абитуриент, бывший школьник, достаточно старательно учился в школе, у него на первом курсе вообще никаких проблем не возникнет, потому что все, что он изучал в школе, он сейчас вспоминает в курсе Теории государства и права и в курсе Конституционного права. Вот что нужно знать абитуриенту.
Должен осуществляться строгий отбор, еще раз повторяю, строгий отбор на моменте подачи документов. Чтобы принимались студенты именно в соответствии с уровнем знаний. Если мы видим, что плохой результат у абитуриента, то, скорее всего, ему будет сложно потянуть изучение юридически дисциплин. Это мое мнение. Кто-то может со мной не согласится. Но, когда я учился, наш огромный курс был набран, куда поступили все: и кто по желанию, и кому, может, родители подсказали. И, в итоге, под конец, нас из ста двадцати, например, остается сорок. Вот это показатель.
- Сейчас Вы говорили именно о поступлении. Опять-таки, вы уже эту тему частично затрагивали, но все же. Как Вы считаете, каков должен быть уровень подготовки, когда уже вчерашний студент, а ныне выпускник выходит из стен учебного заведения?
Мое мнение таково, что выпускник-юрист должен знать шесть фундаментальных, базовых юридических дисциплин. Они у нас и в Федеральном государственном образовательном стандарте утверждены как обязательные предметы. Это Теория государства и права. Без нее никуда, без ТГП юрист – не юрист, поэтому очень важно делать акцент на теории государства и права. Когда мы изучаем каждую отрасль права, мы, по сути, вспоминаем теорию. Без ТГП вообще никуда.
Далее, Конституционное право России. Безусловно. Куда без него? Также Уголовное право, Уголовный процесс, Гражданское право и Гражданский процесс. База должна быть сформирована. Причем, не только теоретические знания, но и какие-то практические навыки.
Например, Гражданский процесс. Студент должен знать, хотя бы приблизительно, как составить исковое заявление. То есть, какие-то процессуальные навыки должны возникнуть.
Понятно, что образовательные учреждения всему не научат. Больший уклон мы делаем на теорию. Выходим из стен учебного заведения и думаем: «А что же нас этому не научили?». Но если бы вас теории не научили, вы бы вообще ничего не знали. На рабочие место пришли и вообще не понимаете, что вы тут делаете и что это за рабочее место. Шесть фундаментальных дисциплин. Я думаю, этого достаточно. Некоторые вузы не шесть дисциплин, а десять и больше устанавливают. Это уже на выбор образовательного учреждения. Но, мое мнение таково, что юристу нужно знать эти шесть дисциплин. Я не понижаю другие юридические дисциплины, но вот это база, от которой отходят все остальные дисциплины.
- Какие бы Вы могли дать советы студентам при подготовке к семинарским занятиям?
Во-первых, нужно смотреть актуальную правовую информацию. Для юриста это очень важно. Мы смотрим актуальные законы, актуальные подзаконные акты, которые действуют сейчас. Это самое, наверное, важное.
Подготавливаясь к ответу на теоретические вопросы, нужно составить план-конспект, чтобы как-то себе помочь при ответе.
Задачи, то есть правовые казусы, лучше решать письменно. И вообще вести подготовку от первого до последнего занятия. Почему? Потому что это поможет студенту, впоследствии сдать экзамен или зачет. За ночь выучить материал невозможно. Почему? Ночью, информация, которая к нам попадает сохраняется в кратковременной памяти. Чтобы ей перейти в долговременную, нужен ночной отдых. А если мы всю ночь учим предмет, то ничего не получится. Информация из кратковременной в долговременную память не перешла. В итоге, студенты на экзамене говорят: «Я это читал, я это видел». Но сказать-то ничего не может.
Работа со студентами на практических занятиях
Нужно все постепенно учить, делать все это в соответствии с методическими указаниями. Студент всегда знает, какие занятия семинарского типа его ждут, какие его ждут вопросы на зачете. Примерные вопросы. Если студент правильно распределить время, все получится.
- На Ваш взгляд, каково состояние юридического образования на данный момент у нас в стране в целом?
Готовясь к нашему интервью, я открыл ФГОС. Что я буду тут голословными обвинениями или наоборот хвальбой заниматься. Достоинства нашего ФГОСа. Запрет на заочную форму обучения для студентов, впервые получающих юридическое образование. Это правильно. Заочная форма чаще всего превращается в профанацию. Скажу почему. Студенты, которые ежедневно посещают учебное заведение, у них начинают формироваться профессиональные навыки, правовое сознание правовая культура. Они в этой среде, извините меня, «плавают». Начинается их становление как юриста. Если же человек впервые, я хочу это подчеркнуть, получает образование по заочной форме и посещает учебное заведение только на сессии или вовсе сдает экзамен в электронной форме, то о каком правосознании мы здесь можем говорить?
Еще одно достоинство ФГОС могу назвать. Это возможность дистанционных технологий. В рамках разумного имеется в виду. Была пандемия. Мы перешли в дистанционный режим. Лучше что-то, чем ничего.
Также включение в стандарт информационных технологий. Сейчас в России это только вводится. Я считаю, мало этому внимание уделяется. Юрист XXI века – это юрист, который будет работать с информационными технологиями.
Есть и недостатки у нашего ФГОСа. Например, отсутствует формирование компетенции по правозащитной деятельности. Также всегда можно придираться к требованиям в области материально-технической и учебно-методического обеспечения. Можно жаловаться, и правильно делают, на сокращение лекционных часов. Лекционные часы сокращаются в рамках компетентностного подхода. Мы учим теперь в большей степени, где найти информацию. Что получаем на выходе? Что студенты ничего дома и не смотрели. Они думали, что мы на лекции им все рассказали, а лекции-то наши, в основном, носят ознакомительный характер. Здесь нужно найти баланс между требованиями стандарта (сокращать лекционные часы) и реальной действительностью. Какие еще проблемы, которые хотелось бы осветить. Это платность юридического образования. Вообще платность любого образования. Платное образование – это услуга. А если это услуга, значит родители и студенты думают, что все тут друг другу что-то должны. У нас сегодня государство, вроде как, отходит от этих вот принципов рыночных. Я надеюсь, что эта мысль дойдет и до родителей, и до детей. Мы здесь не услугу оказываем. И к нам не надо относится как к контрагенту по сделке. Когда к нам относятся как к контрагенту по сделке, то мы видим, иногда, и неуважительное отношение, и «а вы не имели права». А на что мы имеем право? Все эта проблемы рождается от платности образования. Еще раз повторяю, мы не оказываем услуги. Мы учим. Это наше призвание. Мы учим, формируем профессиональные навыки.
Еще одна проблема – проблема низкой материальной обеспеченности преподавателей. Отсюда, преподавателям приходится заниматься совместительством. Работать в других учебных заведениях. Или заниматься совместительством предметным. Вести, например, Конституционное право и Гражданское право. Чтобы набрать себе часы для оплаты труда.
Профанация у нас имеется в образовании: свободное посещение, заочная форма. Я вообще противник заочной формы. Я не понимаю, что такое свободное посещение. Проблемой также является увеличение числа вузов и колледжей, которые дают юридическое образование, весьма некачественное причем. Спрос рождает предложение, но предложение-то должно быть качественным. Опять мы ушли в рыночные категории, хотя все от них пытаемся отойти.
Кризис традиционных форм проведения занятий: семинарские и лекционные занятия. Студентам не интересно слушать лекции. Они говорят, что все найдут в интернете. А потом оказывается, что в интернете устаревшая информация. Упала значимость лекционных занятий.
Чтение лекции
Предлагают найти новые формы проведения лекций. Может какие-то игровые формы. Но у нас сфера-то серьезная, мы все время играть не можем. Мне близка традиционная форма, когда преподаватель начитывает материал, студенты записывают. Последняя проблема, которую я отмечу – затеоретизированность. Нужно больше практических занятий, а их нацеливать на составление процессуальных документов, но не в ущерб лекционный часам. Не надо превращать лекции и семинарские занятия в постоянное «обмусоливание» теории.
Готовый юрист – это юрист со сформированным естественным типом правопонимания, с пониманием чувства справедливости, с высоким уровнем правовой культуры, правового сознания, который основной целью своей деятельности ставит защиту прав и свобод человека и гражданина.
Беседовал Ивонин С.П.